Апостольское чтение Литургии
с толкованием св. Феофилакта (Болгарского)
Радуйтесь всегда в Господе.
Но как же Господь говорит: блаженны плачущие (Мф.5:4)? Потому что плакать таким образом-то же самое, что радоваться. Ибо не просто сказал радуйтесь, но в Господе. Кто бывает с Господом, тот всегда радуется, хотя бы его предавали пыткам и терзали. Они же, говорит, пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять безчестие (Деян.5:41).
И еще говорю: радуйтесь.
Так как естественное положение дел причиняло скорбь, то он повторением слова показывает, что всячески следует радоваться.
Кротость ваша да будет известна всем человекам.
Так как выше Павел осуждал некоторых как врагов креста, то теперь побуждает филиппийцев не относиться к ним враждебно, но поступать с ними милостиво, хотя бы они были и врагами.
Господь близко. Не заботьтесь ни о чем.
А вы завидуете тому, что те живут в удовольствии и наносят вам оскорбление, вы же находитесь в печали. Господь близко, суд уже настал; не заботьтесь ни о чем: ни об оскорблении с их стороны, ни о вашей печали. Потому что они отдадут ответ Господу, а вы пребудете в покое.
Но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом.
Вот и еще утешение, именно, молитва всегдашняя, во всяком положении дел, и притом с благодарением. Потому что как станет просить кто-либо о будущем, не выразивши чувства благодарности за прежнее благодеяние? Итак, за все, даже и за то, что кажется несчастьем, должно благодарить; потому что благодарить за добро требует самая природа вещей, а за несчастье - долг благомыслящей души. Такого рода молитвы открывают желания наши пред Богом; тех же молитв, которые совершаются иначе. Он не принимает.
И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
То есть мир, который Бог устроил с человеками, превосходит всякий ум, не человеческий только, но и ангельский, - как если бы апостол сказал: Он спас или избавил нас так, что ум наш не в состоянии сего постигнуть. Ибо кто ожидал, что такие блага будут нам дарованы и что мы примиримся с Богом? Он Сам вас будет беречь и предохранять, чтобы вы даже не мыслили чего-либо дурного. Или же апостол говорит о мире, о котором Господь сказал: мир оставляю вам (Ин.14:27), он будет охранять вас. Ибо и таковой мир превосходит всякий ум, так как Господь повелевает, чтобы мы имели мир со врагами и с теми, кто обижает нас. Если же мир превосходит всякий ум, не тем ли более существо дела? Выражение во Христе Иисусе значит: Он соблюдает вас в Себе, чтобы вам не отпасть от Него, но паче пребывать в Нем.
Наконец, братия мои.
Говорит так, как бы спеша и не имея уже ничего общего с настоящими обстоятельствами.
Что только истинно.
То есть все добродетельное, ибо зло есть ложь, равно как и наслаждение им есть ложь.
Что честно.
Против тех, которые думают о земном
Что чисто.
Против тех, бог которых - чрево.
Что любезно.
То есть Богу и людям. А последнее значит, чтобы никого не оскорблять.
Что достославно, что только добродетель и похвала.
Видишь ли, он желает, чтобы они обращали внимание и на то, что касается людей; но не просто, а сказав: что только добродетель.
О сем помышляйте.
Так как от помышлений рождаются дурные дела, то говорит: о сем помышляйте, то есть о том, на что указано выше.
Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне.
Так как нельзя было говорить обстоятельно обо всем, о входах, выходах, слове и одежде, то говорит вообще: чему вы научились, что слышали посредством изустного научения, что приняли письменно и что видели во мне чрез самые дела. Потому что являть себя примером, как часто говорилось, есть самое лучшее учение.
То исполняйте.
Не только помышляйте и не только говорите, как выше было сказано, но и делайте.
И Бог мира будет с вами.
То есть если вы будете исполнять это, то будете жить в спокойствии. Потому что, когда мы будем в мире с Богом, конечно, посредством добродетели, и с людьми ("с ненавидящими мир я был в мире" (Пс.119:7), то Сам Бог будет с вами. Так как, если Он ищет удаляющихся от Него, то как Он не придет к приближающемуся к Нему?
Добавить в блог
Вопрос священнику | Обычаи | Богослужение | Богословие | История | Искусство | Иконография | Детская страничка | Монастыри и храмы | Фотогалереи | Медиа | Обратная связь | Открытки праздника
© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет
Условия использования